Доводим до Вашего сведения, что принято два Федеральных закона от 16 апреля 2022 г. № 104-ФЗ и № 109-ФЗ (далее – Законы № 104-ФЗ, № 109-ФЗ), которые вносят изменения в Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), а также в изменяющие его федеральные законы, и Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках юрлиц).
Наиболее важные нововведения:
1. Законом № 104-ФЗ внесены изменения в Закон о контрактной системе, которые вступают в силу с разных дат.
1.1. С 1 июля 2022 года срок оплаты сокращается до 7 рабочих дней с даты подписания документа о приемке и применяется к закупкам, опубликованным, или контрактам с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), заключенным с 1 июля 2022 года. Такой же срок будет применяться для контрактов с субъектами малого предпринимательства или социально ориентированными некоммерческими организациями (далее – СМП и СОНКО), заключенными в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной службе.
В четырех случаях устанавливается иной срок оплаты, применяемый начиная с 16 апреля 2022 года, если:
1) документ о приемке оформлен без использования единой информационной системы (далее – ЕИС) - не более 10 рабочих дней;
2) расчеты по контракту подпадают под казначейское сопровождение - не более 10 рабочих дней;
3) Правительство Российской Федерации в целях обороноспособности и безопасности государства установило иной срок;
4) в законодательстве Российской Федерации есть другие сроки оплаты.
Переходные положения устанавливаются для закупок, опубликованных, или контрактов с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), заключенных с 1 января по 30 июня 2022 года: оплата осуществляется как и ранее не позднее 15 рабочих дней – общее правило, не позднее 10 рабочих дней – для СМП, СОНКО, за исключением вышеуказанных четырех случаев.
1.2. Упрощается применение электронного запроса котировок, по результатам которого заключается контракт на поставку товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан (далее – контракт ННЖОГ), в частности:
- исключены особые условия для проведения запроса котировок вне зависимости от размера НМЦК и годового объема закупок в целях заключения контракта ННЖОГ;
- исключено ограничение срока исполнения такого контракта, заключенного по результатам проведения запроса котировок.
Кроме того, возможность заключения контракта ННЖОГ также предоставляется в случае закупки медицинских изделий и технических средств реабилитации, необходимых для нормального жизнеобеспечения.
Данное изменение вступило в силу с 16 апреля 2022 года.
1.3. Кроме этого устанавливаются иные нововведения, в частности:
1.3.1. Вводится запрет на использование иностранной валюты при определении и обосновании начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Исключением является только случай обоснования и определения таких цен заказчиком, осуществляющим деятельность на территории иностранного государства.
1.3.2. Уточняется, что извещение об осуществлении электронной конкурентной процедуре закупки должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупок в соответствии со всеми пунктами части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а не только пункта 1 указанных положений, а также информацию о казначейском сопровождении.
1.3.3. Уточняется, что вторая часть заявки на участие в электронном конкурсе, проводимом с учетом особенностей, установленных частью 19 статьи 48 Закона о контрактной системе (а именно без установления в извещении об осуществлении закупки критериев «расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ» и «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки»), должна содержать информацию о характеристиках предлагаемого участником закупки товара, соответствующих показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, товарном знаке (при наличии у товара товарного знака).
1.3.4. Увеличивается срок формирования и размещения заказчиком в ЕИС и на электронной площадке проекта контракта, заключаемого по результатам проведения электронного запроса котировок, с 3 часов с момента размещения в ЕИС итогового протокола до 1 рабочего дня, следующего за днем размещения в ЕИС такого протокола.
1.3.5. Отменяется необходимость включения объектов капитального строительства в соответствующие перечни, утверждаемые Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъектов Российской Федерации, местной администрацией, для осуществления закупки «под ключ» до 1 января 2024 года.
1.3.6. Устанавливается, что до 1 января 2024 года предметом контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства может быть также поставка оборудования, необходимого для обеспечения эксплуатации такого объекта, но только если такое оборудование предусмотрено проектной документацией. При этом в контракте раздельно должны быть указаны стоимость выполнения работ и стоимость поставки оборудования.
1.3.7. Предусматривается право заказчика до 31 декабря 2022 года не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта, обеспечения гарантийных обязательств в извещении об осуществлении закупки, проекте контракта. Однако, если предусмотрен аванс и при этом расчеты по контракту в части его выплаты не подлежат казначейскому сопровождению, то заказчик не может воспользоваться данным правом.
Вышеуказанные изменения также вступили в силу с 16 апреля 2022 года.
1.4. Вводится новое основание для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) – принятие поставщиком (подрядчиком, исполнителем) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта при отсутствии оснований. Указанное изменение вступит в силу с 1 июля 2022 года.
1.5. Допускается при проведении электронного конкурса подача участником закупки ценового предложения ниже нуля как размера платы
за заключение контракта. Данное изменение вступит в силу с 1 января 2023 года.
2. Законом № 104-ФЗ также вносятся изменения в Федеральный закон от 8 марта 2022 г. № № 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 46-ФЗ) в части, изменяющей Закон о контрактной системе.
2.1. Уточняется, что иные случаи осуществления закупок, установленные решением высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 15 Закона № 46-ФЗ, устанавливаются и для осуществления закупок для обеспечения муниципальных нужд муниципальных образований данного субъекта.
2.2. Информация о заключенных в соответствии с частью 2 статьи 15 Закона № 46-ФЗ контрактах с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителей) подлежит включению в реестр контрактов, заключенных заказчиками.
2.3. При исполнении контрактов, заключенных с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителей) в соответствии с частью 2 статьи 15 Закона № 46-ФЗ, а также пунктом 5.1 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, требуется оформление электронного документа о приемке.
Вышеуказанные изменения вступили в силу с 16 апреля 2022 года.
3. Законом № 104-ФЗ вносятся изменения в Закон о закупках юрлиц, которые вступают в силу поэтапно.
3.1. Устанавливается срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги - не более 7 рабочих дней с даты приемки. Исключение составляют 2 случая:
1) законодательством Российской Федерации, Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты;
2) заказчиком в положении о закупке установлен иной срок оплаты. При этом в положение о закупке включаются конкретные сроки оплаты и (или) порядок определения таких сроков, а также устанавливается перечень товаров, работ, услуг, при осуществлении закупок которых применяются такие сроки оплаты.
Данное изменение вступило в силу с 16 апреля 2022 года.
3.2. Вводятся и иные нововведения, в том числе:
3.2.1. Разрешается при описании предмета закупки в документации о конкурентной закупке указывать наименование страны происхождения товара.
3.2.2. Определяется результат выполненной работы по договору, предметом которого являются строительство, реконструкция объекта капитального строительства.
3.2.3. Допускается заключать договоры «под ключ», предметом которого могут быть одновременно подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства.
3.2.4. Допускается поставка оборудования, если проектной документацией объекта капитального строительства предусмотрено оборудование, необходимое для обеспечения эксплуатации такого объекта, в рамках договора «под ключ», а также договора на выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства.
3.2.5. Устанавливается, что информация, подлежащая размещению в ЕИС в соответствии с Законом о закупках юрлиц, также размещается на официальном сайте ЕИС.
3.2.6. Вводится дополнительное основание для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков при одностороннем отказе заказчика, в отношении которого введены санкции и (или) меры ограничительного характера, от исполнения договора в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) договора.
Вышеуказанные нововведения вступят в силу с 1 июля 2022 года.
4. Законом № 109-ФЗ вносятся изменения в Закон о закупках юрлиц, наиболее важные из них следующие:
4.1. Устанавливается, что при осуществлении конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства одним из видов обеспечения заявки и обеспечения исполнения договора будет не банковская,
а независимая гарантия, соответствующая требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, а с 1 апреля 2023 года исключительно включенная в реестр независимых гарантий, размещенный в ЕИС.
4.2. Правительству Российской Федерации предоставляется право установить типовые формы независимой гарантии в качестве обеспечения заявки и обеспечения исполнения договора при осуществлении конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства.
4.3. Дополняется содержание извещения и (или) документации об осуществлении любой конкурентной закупки сведениями об обеспечении заявки и обеспечении исполнения договора (при установлении требования его предоставления).
Вышеуказанные изменения вступят в силу с 1 июля 2022 года.
5. Кроме того, Законом № 109-ФЗ вносятся правки в Закон о контрактной системе, которые носят юридико-технический характер и касаются независимой гарантии. Данные изменения также вступят в силу с 1 июля 2022 года.
Данную информацию просим оперативно довести до сведения подведомственных учреждений, унитарных предприятий и территориальных управлений (при наличии), осуществляющих закупки в соответствии с Законом о контрактной системе, Законом о закупках юрлиц.