Уважаемые предприниматели!
В целях защиты национальных интересов Российской Федерации в связи с недружественными действиями иностранных государств принят Федеральный закон от 8 марта 2022 г. № 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 46-ФЗ), который вносит изменения, в том числе, в Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ).
Внесенные в Закон № 44-ФЗ изменения временно упрощают закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, в частности:
1) При принятии Правительством Российской Федерации решения об увеличении начальной (максимальной) цены контракта и годового объема закупок (далее соответственно – НМЦК, ГОЗ) в целях закупки отдельных наименований медицинских изделий путем проведения электронного запроса котировок заказчик вправе осуществлять закупки таких медицинских изделий без учета ограничений в отношении НМЦК и ГОЗ заказчика, установленных пунктом 1 части 10 статьи 24 Закона № 44-ФЗ. Отмечаем, что соответствующее решение утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 2022 г. № 297 «Об установлении размера …» (далее – постановление) и действует с 8 марта 2022 года по 1 августа 2022 года. Согласно пункту 2 постановления заказчик вправе проводить электронный запрос котировок при осуществлении закупок медицинского оборудования, расходных материалов к нему и технических средств реабилитации инвалидов (за исключением медицинских изделий одноразового применения, адсорбирующего белья, подгузников, противопролежневых матрасов и подушек) с НМЦК не более 50 млн. руб. и ГОЗ указанных медицинских изделий, осуществляемых путем проведения электронного запроса котировок, не более 750 млн. руб.
2) Расширяются возможности для осуществления закупок отдельных видов товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе:
- государственная или муниципальная медицинская организация вправе осуществить закупки лекарственных препаратов, медицинских изделий и расходных материалов, произведенных единственным производителем на территории Российской Федерации или территориях иностранных государств, не вводивших в отношении Российской Федерации ограничительных мер экономического характера, если такая закупка осуществляется в электронной форме, а также если разрешение на осуществление такой закупки медицинской организацией установлено решением учредителя данной медицинской организации. При этом ГОЗ, осуществляемый у единственного поставщика в соответствии с новым основанием (пункт 5.1 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ), не должен превышать в отношении лекарственных препаратов и расходных материалов 50 млн. руб., а в отношении медицинских изделий 250 млн. руб.;
- Фонд социального страхования Российской Федерации вправе осуществлять закупки технических средств реабилитации и услуг, произведенных (оказанных) на территории Российской Федерации или произведенных на территориях иностранных государств, не вводивших в отношении Российской Федерации ограничительных мер экономического характера (в соответствии с пунктом 5.2 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ);
- все заказчики вправе осуществить закупки лекарственных препаратов или медицинских изделий, которые не имеют российских аналогов и производство которых осуществляется единственным производителем, происходящим из иностранного государства, не вводившей в отношении Российской Федерации ограничительных мер экономического характера, у поставщика, включенного в реестр единственных поставщиков таких лекарственных препаратов и медицинских изделий. При этом ограничения ГОЗ, осуществляемого у единственного поставщика в соответствии с новым основанием (пункт 28.1 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ), не устанавливаются.
Отмечаем, что порядок ведения вышеуказанного реестра будет установлен Правительством Российской Федерации. Возможность осуществления закупок у единственного поставщика в соответствии с новыми основаниями (пункты 5.1, 5.2 и 28.1 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ) действует только до 8 марта 2024 года.
Кроме того, Правительству Российской Федерации до 31 декабря 2022 года предоставляется право в дополнение к случаям, предусмотренным частью
1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, установить иные случаи осуществления закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также определить порядок осуществления закупок в таких случаях.
Отмечаем, что соответствующее решение утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 339 «О случаях осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и (или) муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)
и порядке их осуществления».
Аналогичное временное право предоставляется высшим исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
- цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком на поставку лекарственных препаратов, которые предназначены для назначения пациенту при наличии медицинских показаний по решению врачебной комиссии, увеличивается с 1,0 млн. руб. до 1,5 млн. руб. (пункт 28 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ).
3) Допускается по соглашению сторон изменение существенных условий контракта, заключенного до 1 января 2023 года, если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Предусмотренное изменение осуществляется на основании решения Правительства Пермского края, местной администрации при осуществлении закупки для краевых, муниципальных нужд соответственно.
4) Правительству Российской Федерации предоставляется право установить случаи и порядок списания начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом.
Дополнительно сообщаем, что Правительством Российской Федерации принято соответствующее постановление от 10 марта 2022 г. № 340
«О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 4 июля 2018 г. № 783», согласно которому для списания неустоек (штрафов, пеней) поставщику (подрядчику, исполнителю) необходимо представить заказчику письменное обоснование невозможности исполнения контракта из-за внешних санкций и (или) мер ограничительного характера с приложением подтверждающих документов (при их наличии).
II. Закон № 46-ФЗ устанавливает право Правительства Российской Федерации принимать в 2022 году решения, предусматривающие в том числе:
- особенности внесения изменений в проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий, получившие положительное заключение государственной экспертизы, в том числе в связи с заменой строительных ресурсов на российские аналоги при условии, что такая замена не приводит к увеличению сметной стоимости строительства. При этом устанавливается, что при увеличении сметной стоимости строительства проводится государственная экспертиза проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости строительства объектов капитального строительства;
- установление случаев и порядка изменения существенных условий государственных и муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия.